All about NUNCHAKU and NUNCHAKU-DO www.NUNCHAKU-DO.com - all about NUNCHAKU and NUNCHAKU-DO NUNCHAKU-DO
Всё о нунчаку и нунчаку-до
 Пару слов о себе 
 История нунчаку 
 Нунчаку сегодня 
 Сделай нунчаку 
 Главы из учебника 
 Статьи о нунчаку 
 Нунчаку в Израиле 
 Книги по нунчаку 
 Сайты о нунчаку 

Order 'Harry Potter V' now!





Статьи Алекса Левитаса о боевых искусствах
Современные боевые искусства

Одна из тем, наиболее часто поднимающихся в дискуссиях любителей боевых искусств - тема "современных" и "несовременных" боевых искусств. Сторонники традиционных боевых искусств утверждают, что поскольку анатомия и физиология человека не изменились за последние несколько тысяч лет, постольку нет никакого смысла изобретать какие-то новые виды боевых искусств. Поклонники современных боевых искусств, в свою очередь, указывают на то, что со временем меняются повседневные одежда и обувь, окружающая обстановка, виды оружия и т.п., поэтому традиционные боевые искусства, адепты которых по сей день изучают, как использовать алебарду для защиты от всадника с мечом, безнадёжно устарели и им на смену должны прийти современные боевые искусства. Кто же прав?

Правы и те, и другие. Несомненно, мир сильно изменился за годы, прошедшие с тех пор, когда шаолиньские монахи сражались с японскими пиратами: изменились одежда, обувь и оружие - но это не самое главное. Изменился сам подход к боевым искусствам, отношение к ним, изменилось их место в жизни общества. Когда-то в порядке вещей считалось, например, то, что ученик, поступавший в школу пенчак-силат, приносил с собой кусок материи, чтобы, если учитель убьёт его на тренировке, было во что завернуть труп - и это отнюдь не было красивым символом. Ученики традиционных школ нередко гибли или становились калеками на тренировках (не говоря уже о соревнованиях). Достаточно вспомнить хотя бы то, что тренировочные бои в школах кендзюцу многие годы велись железными мечами и без протекторов. Вряд ли сегодня многие захотят обучаться боевым искусствам у мастера, который не считает чем-то неправильным сломать ногу одному из учеников просто для того, чтобы показать другим правильное выполнение приёма и его эффект - а в своё время во многих школах это было в порядке вещей. Мало кто готов заниматься ушу по традиционной методике, когда первые несколько лет ученик вообще не изучает технику ведения боя, а лишь готовит свои тело и разум к её изучению, практикуя медитативную технику и цигун, выполняя упражнения на развитие силы и гибкости и т.п., и лишь спустя много лет после начала занятий он оказывается в состоянии эффективно вести бой.

Сегодня у обычного человека нет тех стимулов к изучению боевых искусств, которые существовали несколько веков тому назад. Карьера современного человека не зависит от успешной сдачи экзамена по боевому искусству, как это было в Китае и во Вьетнаме. Мастер воинских искусств (а тем более древних воинских искусств наподобие фехтования алебардой) в наши дни уже не пользуется особым уважением в обществе. Владение приёмами рукопашного боя или фехтования уже не является лучшим средством самообороны - гораздо проще купить пистолет, нежели посвятить годы изучению того или иного боевого искусства. Более того, многие боевые искусства, созданные сотни лет назад для боя не на жизнь, а на смерть, сегодня могут сослужить дурную службу практикующему их человеку. Например, если какое-то из традиционных боевых искусств учит выбивать противнику глаза в качестве наилучшего ответа на захват двумя руками за ворот, то сегодня человек, воспользовавшийся этим приёмом против пьяного задиры в ресторане, имеет все шансы провести следующие пять-десять лет на лесоповале где-нибудь за Уралом.

Изменился мир - и вместе с ним изменились боевые искусства. Изменилась их техника: ушли в прошлое болевые приёмы на пальцы ног и способы защиты пешего от конного, мало кого сегодня привлекает закалка ударной поверхности ступней и борьба в доспехах. Изменилось вооружение: мечи и алебарды из грозного оружия превратились в музейные экспонаты, уступив своё место автоматическим пистолетам и штурмовым винтовкам. Какие же виды боевых искусств пользуются популярностью сегодня?

1) Спортивные единоборства. Речь идёт обо всех видах спорта, где два спортсмена ведут соревновательный поединок по обусловленным правилам. Спортивные единоборства весьма популярны в наши дни, так как они одновременно предоставляют возможность поддерживать хорошую физическую форму и получить некоторые (хоть и не Бог весть какие) навыки в области самообороны, а также готовят людей к участию в соревнованиях, что потенциально может принести славу и деньги, если спортсмену удастся выйти на соревнования достаточно высокого уровня.

Разумеется, в абсолютном большинстве спортивных стилей изучается только та техника, которая разрешена спортивными правилами и только та тактика, которая помогает достичь победы в рамках этих правил. Кикбоксёра не учат бороться или защищаться от ножа, борец вольного стиля не умеет наносить удары и защищаться от них и т.п. Ни в одном направлении спортивных единоборств не изучают наиболее эффективные способы выведения противника из строя (такие, например, как удары в пах). Почти ни в одной спортивной школе не практикуют бои одиночки с несколькими противниками или группы против группы. К категории спортивных единоборств относятся спортивное фехтование, дзю-до, спортивное самбо, бокс и кикбоксинг, вольная и классическая борьба, многие современные школы каратэ и ушу, муай-тай, нунчаку-до и т.п. Туда же (правда, с некоторой натяжкой) можно отнести и японское сумо.

2) "Показушные" школы. К этой категории относятся те виды искусств (язык просто не поворачивается назвать их "боевыми"), которые созданы в первую очередь для того, чтобы произвести впечатление на зрителей. Предками такого рода школ являются, во-первых, воинские танцы, и, во-вторых, театр, где издавна изучали сценическое фехтование и сценическую же борьбу. Эффективность показушных "боевых" искусств в реальном бою, как правило, та же, что и у балета или художественной гимнастики, но вот на спортивной арене или на киноэкране они позволяют поразить воображение публики. Многие из этих школ вообще не имеют таких разделов, как "самооборона", "вольный поединок" или "тактика боя", а в некоторых даже напрочь отсутствует работа с партнёром - ученики отрабатывают лишь сольные номера.

Наиболее яркий пример "показушного" стиля - так называемое "Голливуд-до": некий усреднённый стиль, демонстрируемый в американских художественных фильмах и изобилующий ударами ногами в голову, ударами в прыжке, акробатическими номерами и другими зрелищными трюками; этот стиль выглядит весьма впечатляюще, хотя применение подобных приёмов в реальном бою было бы опасно в первую очередь для того, кто бы ими воспользовался. В качестве других примеров "показушных" искусств можно упомянуть раздел "фри-стайл" из нунчаку-до, американское темпорадо, ряд современных школ ушу, так называемое "карнавальное" направление бразильской капоэйра и т.п.

3) Оздоровительные системы на базе боевых искусств. Название говорит само за себя: эти системы представляют собой оздоровительную гимнастику, помогающую развить гибкость и координацию, дать необходимую нагрузку сердцу, улучшить кровообращение, работу лёгких и внутренних органов - однако их эффективность в качестве боевых искусств либо весьма низкая, либо вообще нулевая.

Условно все виды оздоровительных систем такого рода можно разделить на "западные" и "восточные". "Западные" системы обычно представляют собой ту или иную разновидность ритмической гимнастики, упражнения выполняются под музыку в быстром темпе, работа в парах, как правило, вообще отсутствует, в то время как в "восточных" используются главным образом статические упражнения (сей-за, "столбовое стояние" и т.п.), дыхательные упражнения и медленное, плавное движение, иногда используются парные упражнения наподобие "толкания рук". В качестве примеров "западных" систем можно привести каратэбику (вид аэробики, где в качестве упражнений используются движения каратэ) и кардио-кикбоксинг (ритмическая гимнастика на базе движений из бокса и каратэ), в качестве примера "восточных" систем - различные упрощённые версии тай-цзи и цигун (чи конг).

4) Национальные системы. Довольно интересное явление, получившее особенно широкое распространение во всём мире в последние годы - увлечение национальными видами боевых искусств. Люди изучают то или иное боевое искусство не потому, что оно наиболее эффективно в качестве средства самообороны или же развивает тело и дух лучше, нежели другие системы, а лишь потому, что оно является (или якобы является) той школой ведения боя, которую практиковали их деды, прадеды или ещё более отдалённые предки. Интерес к таким стилям обычно является частью принципа "Наше - самое лучшее, потому что оно наше" и, как правило, вспыхивает на волне "национального самоосознания". Обычно национальные боевые искусства особенно популярны в государствах, где приходит к власти националистическое правительство либо среди представителей того или иного националистического движения, декларирующих свою привязанность ко всему отечественному. Обычным аргументом в пользу национальных боевых искусств является фраза: "Мы, русские (украинцы, славяне, латиноамериканцы, скандинавы, негры) - особая нация, у нас своё телосложение, своя ментальность, так что нам все эти азиатские школы просто не подходят".

Хотя люди, практикующие те или иные национальные стили, заявляют, что изучаемый ими стиль является именно тем боевым искусством, с помощью которого побеждали своих врагов древние русичи (викинги, индейцы майя, воины племени масаи, рыцари Круглого Стола), на самом деле, если не затрагивать дальневосточные системы, чуть ли не единственным национальным боевым искусством, подлинность которого не вызывает сомнений, является бразильская капоэйра - уникальное, не имеющее аналогов боевое искусство, "фирменным знаком" которого является нанесение ударов ногами, стоя на руках. Большинство национальных стилей представляют собой либо какой-то новодел (реконструкцию, созданную в наши дни на основе более или менее - чаще "менее" - достоверных источников), либо просто "каратэ в сапогах" или коктейль из приёмов разных боевых искусств. Эффективность различных национальных систем может лежать в промежутке от достаточно высокой до никакой.

В качестве примеров национальных боевых искусств можно привести русские славяно-горицкую борьбу и бузу, украинский спас, мексиканскую йаомачтиа, ирландскую фианну, возрождаемые в скандинавских странах "боевые искусства викингов" (большая часть которых подозрительно смахивает на каратэ, дзю-до или кендо), разработанные американскими неграми на основе африканских народных танцев "африканские боевые искусства" и т.п.

5) Школы самообороны. Подобные школы (как правило, они даже не имеют собственных названий) весьма популярны в наши дни - особенно в странах с высоким уровнем преступности. В школах самообороны обучают тому, как защитить себя в случае нападения хулигана, грабителя или насильника. Обычно программа школы рассчитана на изучение в срок от нескольких дней до нескольких недель и включает в себя набор приёмов, предназначенных для защиты от наиболее типичных на улице видов нападения: если тебя схватили за горло, делай так-то, если тебя бьют ногой в пах, делай вот так, а если пытаются воткнуть нож в живот, защищайся этак.

В некоторых школах помимо приёмов самообороны без оружия обучают ещё и тому, как пользоваться электрошокером, газовым баллончиком и другими распространёнными видами оружия самообороны, а также использовать подручные предметы - ключи, расчёски, шариковые ручки, карманные фонарики и т.п. - в качестве оружия. В основе техники таких школ обычно лежат приёмы одного-двух видов боевых искусств, которые изучал создатель школы.

6) Комплексные системы самообороны и выживания на улице. Более высокая ступень развития школ самообороны: если в обычных школах самообороны учат тому, что делать, когда противник начинает бить Вас, в комплексных системах учат ещё и тому, как себя вести, чтобы не пришлось пускать кулаки в ход. Как говорит Ричард Димитри, создатель сеншидо: "Если кто-то набрасывается на Вас с ножом - как правило, в первую очередь это означает, что что-то не в порядке с Вашей бдительностью, способностью к убеждению и умением разрешать конфликты". Обучают также и тому, что делать после боя (если всё-таки пришлось пустить в ход кулаки), чтобы свести к минимуму последствия. Неофициальным, а то и официальным девизом таких школ обычно служит фраза "Умный выбирается из беды - мудрый в неё не попадает".

В такого рода системах изучаются уже не только приёмы самообороны, но и правила поведения на улице, информация о том, какие ситуации представляют собой наибольшую опасность и как их избежать, основы психологии, способы разрешения конфликтов, тактика уличного боя, применение подручных средств, навыки первой медицинской помощи и самопомощи и т.п. В программу тренировок в комплексных школах самообороны обычно входят такие разделы, как "психологическая подготовка к бою", "ролевые игры", "симуляция реального нападения в условиях, максимально приближенных к боевым" и т.п. Техническая база таких школ, как правило, представляет собой уже не набор разрозненных приёмов, но именно систему, в которой все приёмы объединены общими принципами, что позволяет эффективно действовать и в нестандартной ситуации.

Обучение в школах выживания занимает больше времени, нежели в обычной школе самообороны, речь идёт о месяцах, а то и о годах занятий, но такая подготовка в несколько раз (а порой и в несколько десятков раз) повышает шансы уцелеть в случае возникновения каких-то проблем, нежели просто изучение приёмов самообороны. Впрочем, в большинстве школ выживания с первого дня изучают базовую технику самообороны, так что уровень человека, прошедшего двухнедельные курсы самообороны и уровень человека, проучившегося первые две недели в комплексной школе самообороны и выживания вполне сопоставимы. Порой школы выживания на улице являются даже не самостоятельными школами, а лишь частью значительно более обширной школы выживания "вообще". В качестве примеров комплексных систем самообороны и выживания на улице можно привести канадские сеншидо и чу фен до, белорусскую "Боевую машину", российскую школу выживания "Vitalis" и т.п.

7) Армейские стили рукопашного боя. К этой категории относятся системы рукопашного боя, практикуемые в вооружённых силах разных стран. Как правило, армейские боевые искусства рассчитаны на подготовку к ведению боя на уничтожение. Армейские стили предназначены для обучения большого количества неподготовленных людей в короткий срок, поэтому обычно их техническая база состоит из десятка-другого простых в изучении приёмов, каждый из которых, согласно принципу "семь бед - один ответ", можно использовать в различных ситуациях как для защиты, так и для нападения.

Техника армейских систем рукопашного боя обычно включает в себя базовые удары руками и ногами, способы противодействия ударам и захватам (часто основанные на применении ударов), приёмы защиты от ударов ножом и палкой (либо сапёрной лопаткой) и уколов штыком, а также от угрозы огнестрельным оружием, способы снятия часового и т.п. Некоторые стили также включают в себя приёмы взятия "языка", технику связывания и конвоирования, методы допроса (включая пытки) и т.п. Для многих армейских стилей характерна такая любопытная черта, как отсутствие ударов руками в корпус - слишком велик риск повредить себе кисть руки, ударив кулаком в бронежилет, запасной магазин или пряжку ремня противника. Помимо техники ведения боя без оружия, армейские стили обычно включают в себя хотя бы базовую технику работы с ножом и сапёрной лопаткой и приёмы штыкового боя.

Следует заметить, что эффективность большинства армейских стилей удручающе низка по сравнению с традиционными боевыми искусствами, а порой даже и по сравнению со спортивными единоборствами или комплексными школами самообороны - низкая эффективность является оборотной стороной быстрого обучения и скудной технической базы. В качестве примера армейских стилей можно привести японское тосю-какуто, англо-китайское дефенду, китайское армейское саньшоу, американские SAFTA, SCARS и "Американский рукопашный бой", советский АРБ и т.д.

8) Полицейские стили рукопашного боя. К этой категории относятся всевозможные разновидности "искусства брать живым", практикуемые полицией разных стран. В отличие от обычных боевых искусств, полицейские системы уделяют довольно мало внимания самообороне (на крайний случай у полицейского обычно есть пистолет). Практически не используются техники выведения противника из строя с помощью травмирующих ударов в уязвимые части тела, зато присутствуют такие разделы, как "арест", "надевание наручников", "конвоирование", "контроль при обыске", "удержание на земле", "извлечение подозреваемого из автомобиля" и т.п. Многие полицейские системы включают такой раздел, как "работа с дубинкой", но и здесь акцент делается не на поражение противника, а на взятие его под контроль: удары в голову, в пах и по суставам, как правило, запрещены. Существуют и отдельные системы работы с полицейскими дубинками. Некоторые полицейские боевые искусства также включают в себя использование более современного оружия - электрошокера или газового баллончика.

Как и армейский рукопашный бой, полицейские боевые искусства обычно рассчитаны на подготовку в достаточно короткий срок и включают в себя небольшое количество достаточно простых приёмов, каждый из которых может использоваться в различных ситуациях - абсолютным чемпионом здесь является американская система CLAMP, созданная на основе одного-единственного приёма. В качестве примера других полицейских систем можно привести японское тайхо-дзюцу, американские Кога-дзюцу, PPCT и GRASP и т.д.

9) Комплексные системы. В последние годы появилась новая тенденция - создаются комплексные боевые искусства, которые не ориентированы изначально на какое-то конкретное применение, но позволяют достаточно легко создавать учебные программы для нужд той или иной группы, будь то программа курсов самообороны для пенсионеров или же программа подготовки элитных армейских частей.

Как правило, такие боевые искусства имеют некое "ядро" или "стержень", включающий в себя набор базовых технических элементов, объединённых общими принципами движения, методику физической и психологической подготовки, тактические принципы и т.п. На основе "ядра" строятся учебные курсы той или иной категории сложности в соответствии с требованиями той или иной группы, и в эти курсы включаются лишь те технические и тактические элементы, которые соответствуют целям данной группы (например, в спортивном курсе совершенно бесполезны приёмы наподобие "снятия часового", а в боевой раздел просто опасно включать тактику, рассчитанную на спортивный поединок).

Наиболее известным примером комплексной системы может служить советское самбо - на единой технической базе строились как спортивное самбо, так и гражданская самооборона, а также "милицейское" и "армейское" боевое самбо, причём в рамках последних двух направлений существовали учебные программы разной степени сложности - от простейших, включающих в себя пять-шесть приёмов, и до наиболее сложных, предназначенных для обучения элитных групп спецназа. В качестве примера других комплексных систем можно привести израильский крав-мага, российские УНИБОС, стиль Кадочникова и порождённый от него РОСС и т.п.

10) Упрощённые версии традиционных боевых искусств. Такими стилями обычно занимаются люди, которым нравится думать, что они изучают традиционные боевые искусства, но при этом они не готовы затратить на тренировки больше нескольких часов в неделю и хотят видеть быстрый прогресс. Спрос, как известно, рождает предложение, и для таких любителей были созданы упрощённые (другими словами, примитивные и выхолощенные) программы обучения на основе традиционных боевых искусств.

Все сложные или требующие длительных тренировок элементы попросту выкинуты из программы занятий либо сокращены до минимума - ученик тратит дни там, где в традиционных боевых искусствах было принято работать месяцами, а то и годами. Например, в школах окинавского тотэ к изучению ката, как правило, приступали после нескольких лет занятий и "шлифовали" одно ката годами, прежде чем перейти к изучению следующего, из-за чего даже мастера обычно владели в полной мере лишь 3-4 ката. В большинстве же современных школ каратэ никого не удивляет фраза наподобие: "На двухнедельном семинаре мы выучили пять новых ката", а на первый дан сдают порой несколько десятков формальных упражнений. Энергетические упражнения, постановка правильного дыхания, развитие "шестого чувства" и другие подобные вещи зачастую отсутствуют в программе упрощённых систем, более того - даже растяжка в них нередко сводится лишь к шпагатам.

Неудивительно, что эффективность такого рода неполноценных боевых искусств в бою или оздоровительный эффект от занятий ими намного ниже, нежели у их прототипов. В качестве примера упрощённых боевых искусств можно привести каратэ Шотокан, представляющее собой пародию на традиционные окинавские школы, многие современные стили ушу и т.д.

Таковы, в общих чертах, наиболее популярные в наши дни категории современных боевых искусств. Практически каждый может найти среди них то, что отвечает его потребностям - спорт, хобби, инструмент для развития характера, средство самообороны и т.п. И лишь немногие люди, которые хотят посвятить всю свою жизнь изучению боевого искусства, видя в нём даже не средство сохранения жизни, а сам смысл жизни - такие люди продолжают практиковать традиционные боевые искусства, являясь их последними хранителями в "эпоху перемен".


Copyright © Алекс Левитас, все права защищены

Member of Martial-Arts HyperBanner
Member of MARTIAL ARTS HYPERBANNER !